Думаю, дуальность и противоречивость мира и вызывает, в основном, большую часть неврозов и глубоких переживаний.
⠀
У человека уходит тревога, когда он знает, на что опираться, и хотя бы примерно предполагает, что будет завтра, через неделю и т.д. То есть, с одной стороны есть базовая потребность в безопасности, а с другой стороны, есть непредсказуемость и ненадежность мира. Вот в этих двух векторах внимания, человек и начинает «раскачиваться».
⠀
И тогда, если цепляться за безопасность, то многие вещи отрицаются, вытесняются, по принципу «Со мной такого произойти не может». И тогда реакция на стресс и потери будет как на разрушение своего мира. И с этим очень сложно справляться.
⠀
Люди, «не представляющие свою жизнь без..» любви, семьи, конкретного человека, определенных условий, конечно, будут больше подвержены неврозам при непредсказуемой стрессовой ситуации или потере.
⠀
На другом полюсе люди, которые прекрасно понимают, что в любой момент могут остаться без того, что имеют, что ничего нет стабильного в этом мире, нет никаких гарантий, и все меняется. И что же тогда выбирать? На что опираться, и как быть со своей безопасностью?
⠀
В большинстве своем, такие люди выбирают ничего не менять. По крайней мере, здесь все более или менее предсказуемо. Говоря психологическим языком, предпочитают оставаться в зоне комфорта. И тогда, гарантией безопасности может стать нелюбимая работа, вялотекущие отношения, невозможность реализовать свои мечты — ведь без этого может стать хуже, нет гарантий.
⠀
И что, что это осознается? Это не способствует развитию и не дает возможности удовлетворять свои потребности из-за «зацепки» за одну свою базовую — потребность в безопасности, хотя и она псевдо-удовлетворена, потому что даже в зоне комфорта нету гарантий.
⠀
Как быть? И как жить?
И вот тут мы можем обратиться к Перлзовкому творческому приспособлению. То есть высокой степени адаптивности, высокому тестированию реальности, чуткости к себе и своим потребностям, способности предвидеть несколько возможных вариантов развития событий и принятию на себя ответственности за свой выбор.
⠀
То есть — выходу из зоны комфорта.
И только тогда есть возможность изменений и роста. Получается, что степень развития, достижения неких результатов, реализации планов, познание нового зависит от возможности трезво оценить различные варианты развития событий, принять их, взять на себя ответственность за свой выбор и совершить действие.
⠀
Развитие этой гибкости и адаптивности возможно. Один из действенных способов справляться с тревогой и страхом неудачи\потери того, что имеешь — способность находиться в моменте, то есть здесь и сейчас.
⠀
Большинство страхов находится в фантазийном будущем, то есть, практически, человек впадает «в ступор» не от того, что сейчас происходит, а от того, «что может произойти», но чувства — страх и ужас испытывает реальные.
⠀
Любопытно, как люди умеют впадать в неврозы от фантазий. Но, тем не менее, это потребность в безопасности диктует такие реакции. И самое в этом любопытное, что так называемые смелые люди, те, которые не боятся идти на перемены, не упускать новые возможности и т.д., точно так же боятся.
⠀
Просто можно бояться и делать, а можно бояться и не делать. Вот и вся разница. Но иногда страх перемен приводит к печальным последствиям. Например, многие предпочитают умереть, чем изменить образ жизни или привычки в питании.
Я думаю, терапия, а в частности, гештальт-терапия, как раз таки и есть такой инструмент развития адаптивности творческого приспособления. Она дает возможность начинать делать осознанные выборы и брать на себя ответственность за последствия.
⠀
Жить, и жить в удовольствие — это искусство. Быть в моменте — это искусство. А для того, чтобы им овладеть, нужно просто сделать свой выбор — я живу или я боюсь будущего, поэтому и сейчас не живу. Вспоминаю монолог Волшебника и «Обыкновенного Чуда» : «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец».
⠀
Но только так и можно почувствовать вкус жизни.
⠀
❤️