Творчески приспособиться

Думаю, дуальность и противоречивость мира и вызывает, в основном, большую часть неврозов и глубоких переживаний.

У человека уходит тревога, когда он знает, на что опираться, и хотя бы примерно предполагает, что будет завтра, через неделю и т.д. То есть, с одной стороны есть базовая потребность в безопасности, а с другой стороны, есть непредсказуемость и ненадежность мира. Вот в этих двух векторах внимания, человек и начинает «раскачиваться».

И тогда, если цепляться за безопасность, то многие вещи отрицаются, вытесняются, по принципу «Со мной такого произойти не может». И тогда реакция на стресс и потери будет как на разрушение своего мира. И с этим очень сложно справляться.

Люди, «не представляющие свою жизнь без..» любви, семьи, конкретного человека, определенных условий, конечно, будут больше подвержены неврозам при непредсказуемой стрессовой ситуации или потере.

На другом полюсе люди, которые прекрасно понимают, что в любой момент могут остаться без того, что имеют, что ничего нет стабильного в этом мире, нет никаких гарантий, и все меняется. И что же тогда выбирать? На что опираться, и как быть со своей безопасностью?

В большинстве своем, такие люди выбирают ничего не менять. По крайней мере, здесь все более или менее предсказуемо. Говоря психологическим языком, предпочитают оставаться в зоне комфорта. И тогда, гарантией безопасности может стать нелюбимая работа, вялотекущие отношения, невозможность реализовать свои мечты — ведь без этого может стать хуже, нет гарантий.

И что, что это осознается? Это не способствует развитию и не дает возможности удовлетворять свои потребности из-за «зацепки» за одну свою базовую — потребность в безопасности, хотя и она псевдо-удовлетворена, потому что даже в зоне комфорта нету гарантий.

Как быть? И как жить?
И вот тут мы можем обратиться к Перлзовкому творческому приспособлению. То есть высокой степени адаптивности, высокому тестированию реальности, чуткости к себе и своим потребностям, способности предвидеть несколько возможных вариантов развития событий и принятию на себя ответственности за свой выбор.

То есть — выходу из зоны комфорта.
И только тогда есть возможность изменений и роста. Получается, что степень развития, достижения неких результатов, реализации планов, познание нового зависит от возможности трезво оценить различные варианты развития событий, принять их, взять на себя ответственность за свой выбор и совершить действие.

Развитие этой гибкости и адаптивности возможно. Один из действенных способов справляться с тревогой и страхом неудачи\потери того, что имеешь — способность находиться в моменте, то есть здесь и сейчас.

Большинство страхов находится в фантазийном будущем, то есть, практически, человек впадает «в ступор» не от того, что сейчас происходит, а от того, «что может произойти», но чувства — страх и ужас испытывает реальные.

Любопытно, как люди умеют впадать в неврозы от фантазий. Но, тем не менее, это потребность в безопасности диктует такие реакции. И самое в этом любопытное, что так называемые смелые люди, те, которые не боятся идти на перемены, не упускать новые возможности и т.д., точно так же боятся.

Просто можно бояться и делать, а можно бояться и не делать. Вот и вся разница. Но иногда страх перемен приводит к печальным последствиям. Например, многие предпочитают умереть, чем изменить образ жизни или привычки в питании.
Я думаю, терапия, а в частности, гештальт-терапия, как раз таки и есть такой инструмент развития адаптивности творческого приспособления. Она дает возможность начинать делать осознанные выборы и брать на себя ответственность за последствия.

Жить, и жить в удовольствие — это искусство. Быть в моменте — это искусство. А для того, чтобы им овладеть, нужно просто сделать свой выбор — я живу или я боюсь будущего, поэтому и сейчас не живу. Вспоминаю монолог Волшебника и «Обыкновенного Чуда» : «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец».

Но только так и можно почувствовать вкус жизни.

❤️

Контакты

    + 48 725 505 656

annavtorova1966@gmail.com   

100% Complete