Депрессия была всегда. И вообще, тяжелых переживаний встречается больше — горевания, разочарования, злости и обиды на жизнь, несправедливости бытия, несовершенства мира. Радость — как способ существования и проживания себя и своего Я — явление редкое. Всегда есть что-то, что будет «отравлять» полноту бытия. И этот процесс бесконечный, наладится там, просядет здесь…Людям нравится «меряться» бедами, болезнями, невыносимыми условиями. Это явление почему-то неизбежно для человечества, как стоящего на высшей ступени интеллектуального развития. Ребенок «рад», что он просто живет. Его горести ситуативны.. Вспомните щенячий восторг от первого снега.
Да, конечно, есть культуральные предпосылки и исторические проживания жизни, как борьбы, доли, миссии, долга. Радость во многих случаях была осуждаема. «Как ты можешь «радоваться, думать о себе, шутить и т.д.», когда и перечень проблем.
Но я не думаю, что люди этому «научаются» только в процессе жизни, воспитания, социальных установок. Впасть в уныние — это на раз два практически для любого. Ничего не надо делать — раз… и провалился. А вот для того, чтобы проживать удовольствие от себя и факта своего существования — это получается работа, осозанность, отслеживания «где я проваливаюсь», некоторый внутренний диалог с собой — мол «все на самом деле хорошо».
Жизнь, как решение проблемы — привычна, жизнь, как радость бытия — это душевный труд. Любопытно, ведь одно не отменяет другое., а у большинства, либо я решаю проблему, либо радуюсь. Я думаю, что здесь все равно глубоко лежит тревога существования, в конечном итоге страх смерти и небытия, и переживания «тяжести жизни и разочарования» как раз таки направлены на то, «чтобы выжить». Парадокс. Для того чтобы выжить игнорируется удовольствия и ощущения себя, как части мира во всей полноте.
Я вспоминаю клиентов, которые были близки, реально близки к смерти. Они другие. Они смотрят на все по-другому. Они осознали, какой у них подарок в руках — возможность дышать, осязать, видеть, нюхать. Это витальность, это эрос, это тихий восторг существования..
Кстати, когда переходишь в режим «Я есть. Это прекрасно. И со мной еще и что-то происходит» , то внешние стрессоры, которые делали жизнь невыносимой, мягчеют и перестают нести такой глобальный смысл , который ранее в них вкладывался.
Похоже, все же это вопрос нерешаемый. Люди будут тревожится за жизнь, тем самым отравляя ее себе. Поэтому приходится осознанно переключаться на эрос. Если, конечно, есть желание. Ведь, как ни странно, страдать так сладко.