Любовь правит миром. Вроде избитое выражение. Но как бы ни подбирался к истокам любой проблемы, в результате приходишь к любви. К ее поиску, к потребности в ней, к радости от нее. И во всех нас, при всей нашей взрослости и осознанности лежит детская потребность быть любимыми. Причем безусловно, полностью и всегда. И всегда присутствует где-то в глубине легкий страх: «А вдруг, не полюбят?». И мы стараемся. Стараемся, как в детстве, чтобы нас полюбили и сами пытаемся любить, но как это выразить?
В младенчестве все выражалось через материнскую грудь. Что испытывал младенец у груди? Целую гамму чувств. Его держат на руках, а он наслаждается любовью, принятием, безопасностью, нежностью, удовольствием, радостью, продолжать можно долго. И до сих пор в нас живет эта ностальгия по этим переживаниям. У груди удовлетворялись практически все потребности. В здоровом варианте, конечно. Если нет – то возникал дефицит и вечный поиск удовлетворения того, чего не добрал.
Поэтому еда и приобретает такие любопытные смыслы. Практически через нее можно выразить все чувства и попробовать удовлетворить все потребности.
Ну во-первых, конечно же, еда равно любовь. Вспомните бабушек. Пирожки и булочки. «Кушай, внучек, какой ты худой». Вот. Худой – значит недолюбленный, что-то с ним не так, нужно что-то делать. Долюбливать. Откармливать. И бабушки ведь очень обижаются, когда не ешь. То есть, не принимаешь любовь. А это обидно. Бабушка уже во время приготовления пищи вся наполнена любовью и заботой. И если ты «не хочешь», значит отвергаешь. И приходится есть. А как же, бабушка обидится. Это бессознательные процессы. И бабушка тут фигура символичная. Это может быть кто угодно, тот, кто через «накормить» выражает любовь, привязанность, заботу. Если бабушка могла бы сказать: «ты для меня так важен, так значим, я радуюсь тебе, и моя жизнь наполняется удовольствием от того, что я вижу тебя, могу с тобой говорить, общаться. Мое сердце полно любовью к тебе и мне хочется ее тебе дарить.» то тогда бы у нее не возникало такой острой потребности накормить.
Но большинству бабушек даже в голову не придет говорить такие слова, тем более, если в семье не принято выражать чувства словами. Д а и мы, когда вырастаем, и нам нужна поддержка, забота, любовь, бессознательно начинаем «получать» ее через еду.
Еще одно любопытное символическое значение еды – это роль переходного объекта. Это психоаналитический термин. Изначально о нем говорили, как о некой замене матери – ребенок не может сразу же засыпать один, ему нужен плюшевый мишка или другая игрушка, к которой он может прильнуть, обнять, что-то пошептать на ушко, пожаловаться, рассказать что-нибудь. Это временно необходимый объект, пока ребенок не научится сам себя поддерживать, успокаиваться, справляться с горькими переживаниями. И здесь очень все происходит гладко, когда мама постепенно отодвигается, настолько, насколько ребенку переносимо, и мишка тогда занимает место тот промежуток времени, какой необходим для начала формирования некого личностного стрежня, способного стать опорой для самого себя. И, естественно, мама остается в доступе, откликается на потребности ребенка, но реально, не чрезмерно, и без нее ему уже переносимо.
Вот и получается, когда чувств много, когда неловко и не совсем «удобно» быть рядом и переживать всю гамму ощущений и эмоций, еда и, кстати, питье (алкоголь, в том числе) и становится переходным объектом, способным снять тревогу и прожить приближение. На этом основаны первые свидания (сходить в ресторан, попить кофе, пообедать), знакомства ( с родителями, родственниками и т.д.), деловые ужины или обеды. Когда наступает неловкость, всегда можно «спрятаться» за еду, бокал, меню, перевести разговор на марки вин или интерьер ресторана. Кроме приближения, в первом знакомстве и приглашении к трапезе есть элемент интимности. Вместе вкусить пищу. В этом много личного. И приглашение к своему столу, есть приглашение к более личному и близкому общению, маркер «я хочу, чтобы ты был ближе».
Недаром влюбленным и любовникам очень нравится включать в свои отношения разнообразные способы взаимодействия, включающие еду, как некий эротический элемент.
Еще одно символическое значение еды – это ритуальное. В честь! (Чего-то, кого-то, события, изменений в жизни). Корни этих ритуалов, сами понимаете, уходит к первобытным истокам. Когда добыть еду – это был своеобразный подвиг, достижение. Это энергия победы, которую можно посвятить, богам ли, рождению, смерти, обрядам. Эта очень мощная энергия. Она работает действительно на созидание, когда ритуал действительно, от души, а не формально, делается «В честь!». Свадьба, день рождения, рождение, крестины, похороны, просто обеды и ужины «в честь!», гостей, победы, достижения, начала, кончания. И еда, настолько наполняется этой энергией, что даже вкус у нее торжественный. И готовится она тщательно, ответственно, подбираются блюда качественно и скрупулезно. Вот такой ритуал. Кстати, сюда же можно отнести и значение пословицы «путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Смысл ее не в том, чтобы мужчина был всегда сыт, накормлен до отвала. Это он и в ресторане может сделать. А в том, что именно эта женщина, именно для этого мужчины с любовью и удовольствием приготовила блюдо (в его честь), подала его своими руками, с намереньем( ну условно, «будь моим»), и он вкушает его на ее глазах. И это символический акт обмена мужской и женской энергией. И точно в сердце. Ну, как видите, через желудок.
Символично так же, как приближение или сопричастность – вкушение каравая. В разных культурах – это разные объекты (разная еда), но ритуал сопричастности «теперь мы вместе» присутствует везде.
Итак, символический значений у еды предостаточно: забота, любовь, способ приблизится, способ быть рядом, приглашение к более близкому контакту, возможность проживать приближение, уважение, восхищение, признание, сопричастность, и т.д.
И я считаю, что это прекрасно. Прекрасно, пока это действительно несет ту смысловую нагрузку, которая необходима в данный момент времени для данной ситуации. Но если наступает «фиксация» ( то есть застревание на какой-т одной ступени развития событий), например, женщина не говорит о чувствах, не идет на близкий эмоциональный контакт, а только кормит, или для того, вместо того, чтобы сказать ее маме, как она ценна и важна, сын съедает все ее пирожки и наливается добавкой борща, который уже почти не «помещается», когда человек желающий любви, поддержки, радости, близости не делает ничего в реальности, а начинает вместо этого закидывать в себя невероятное количество пищи, подменяя настоящую потребность, на мнимую, то тут уже нужно действительно разбираться со своими отношениями с едой. Потому что символический смысл начинает заменять реальность.
Все возможно. И если вы заметили в себе подмену смыслов, то самое время подумать о возможности вернуться к истинным своим чувствам и потребностям, желательно с помощью психолога.