Сегодня у меня спросили: «Ребенок ест только макароны, шоколад и пиццу. Полезную еду есть не хочет совсем. Что делать?»
Я напишу, что способствует такому нарушению.
Похоже, получится пост. Потому что совсем уж сжато ответить будет непросто.
Давайте посмотрим, в кормлении ребенка за что отвечает взрослый, за что ребенок?
РОДИТЕЛЬ ОТВЕЧАЕТ за качество еды, свежесть, за место, сервировку, обстановку.
РЕБЕНОК (не родитель) ОТВЕЧАЕТ за количество пищи, которое он съест. И будет ли он есть вообще. Ребенок, если не сбивать его настройки и чуткость к своему телу, прекрасно осознает чувство голода и чувство сытости.
Что же может сбить эти настройки?
Во-первых, фактор принуждения. Когда ребенка заставляют есть то, что он не хочет. Либо, когда ограничивают в том, что он съесть хочет. И заставляют есть какую-то другую еду.
То, в чем его ограничивают, фиксируется, как удовольствие, которое малодоступно.
Дети, которых ограничивают в еде, часто начинают переедать и у них развивается НПП по типу переедания.
Дети, которых кормят насильно, скорее всего будут склонны к развитию избегающего НПП.
Во-вторых – фактор, влияющий на нарушение, – это пищевые привычки родителей. Если вы едите много жирного, сладкого, порции обильны, а перекусы частые, то ребенок будет это воспринимать, как норму. И будет питаться так же и во взрослом возрасте.
Если вы «заедание стресс и тревогу», ребенок тоже научится этому.
Если вы считаете, что вам надо похудеть, в семье культ этого и принято диетическое поведение, то не удивляйтесь, если ребенок лет в 10, а девочка может и в 8 лет скажет: «Я толстая. Мне надо худеть».
Дети унаследуют наши пищевые привычки. Например, «надо все доделать до конца», «надо всегда плотно завтракать» (хочу я есть или не хочу).
Заставляя ребенка доедать, родители учат ориентироваться не на собственные сигналы насыщения, а на внешние сигналы – еда закончилась или родители разрешили выйти из-за стола.
Ограничение в сладком или мучном может запустить в детском возрасте процесс компульсивного переедания, во взрослом возрасте сопровождающимися чувством стыда и вины.
К тому же может привести сильный акцент на вредность и полезность продуктов. Вредные – это ужас. Из нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах.
И… сами понимаете, как работает ограничивающее поведение. Как только мы себе запланировали запрет, мы тут же запланировали себе срыв.
Если вы просто будете предпочитать есть больше зелени и фруктов, чем колы и чипсов, это даст ребенку возможность формировать такие же предпочтения.
Ограничения запускают интерес и желание съесть намного больше, чем ребенок бы съел без ограничивающих запретов. А так он знает, что будет лишён этого и норовит съесть побольше.
Если не делать акцента на этом, то ребенок не будет объедаться сладким.
Ещё переедание, особенно сладким, наблюдается в семьях, где дети чувствуют дефицит любви и внимания. И еда здесь начинает приобретать эмоциональную окраску.
Просто уважайте своего ребенка, его потребности, его границы. Не доминируйте над ним. Выбирайте продукты вместе. Готовьте вместе. И вместе ешьте.
Пусть на столе будет разнообразная еда, чтобы был выбор.
Фиксируйте свое чувство сытости. Останавливайтесь. Можете говорить, что вы насытились.
Ешьте с удовольствием, чувствуя вкус и запах еды, сервируйте красиво, можно даже изысканно. Старайтесь не заглатывать в себя кусок за куском. Пусть все будет приятно и красиво.
И ребенок в скором времени…что? Правильно. Перейдет и унаследует ваши пищевые привычки.
Слушайте себя и выстраивание грамотные отношения с едой.
И ребенок будет таким же.
На эту тему у меня есть эфир в Инстаграм «Влияние семейной системы на формирование пищевых привычек».